О старинной вышивке крестом со схемами

Опубликовал marquisa — Май 3rd, 2013

О старинной вышивке крестом со схемами

Вашему вниманию представляются абсолютно бесплатно старинные схемы для вышивки крестом. Все эти работы из каталога вышивки 1725 года, хранящегося в музее. Можно скачать бесплатно и вышивать самые различные мотивы и орнаменты.

Надеюсь, что даже если вы и впервые беретесь за вышивку, то знаете, что начинать лучше с отцентровки будущей работы. Выберете центр, примерьтесь, посмотрите не мелковат ли рисунок, возможно есть смысл сделатьего крупнее.

Подбирайте иголку и нити в соответствии с материалом основы (это не всегда канва), возможно вы хотите украсить край передника, фартука, юбки, манжеты рукавов. Если нить будет тонка, то тоненькие крестики будут просвечивать, вам не хватит насыщенности и узор получится «жидким».

Если выбрать нить толстую, то крестики станут выпирать, но может это придаст общий объем вышивке.
Важно еще одно правило для начинающей рукодельницы: в крестике два стежка, нижний обязательно делать в одном направлении (например слева — направо), соответственно верхний в противоположную.

Это придаст работе красивый аккуратный вид.
И очень важно не делать узелки, постарайтесь спрятать кончики нити на изнаночной стороне так, чтобы они были и достаточно закреплены и не создавали узлов.(для увеличения схемы нажмите на нее)

О старинной вышивке крестом со схемами

Перед тем как начать вышивку например белой нарядной кофты, проверьте обязательно, не линяют ли нитки, которые вы приготовили для вышивки. Цените свой труд, представьте как будет обидно, если из-за некачественного материала ваша вышивка расползется ореолами на основную ткань после первой же стирки.

О старинной вышивке крестом со схемами

О старинной вышивке крестом со схемами

О старинной вышивке крестом со схемами
О старинной вышивке крестом со схемами
О старинной вышивке крестом со схемами
О старинной вышивке крестом со схемами
О старинной вышивке крестом со схемами
О старинной вышивке крестом со схемами

Уважаемые читатели моего блога! если вам понравилась статья и информация показалась нужной и полезной, пожалуйста, порекомендуйте ее прочитать своим друзьям!

Источник: http://antik-moda.ru/novosti/sxemy-dlya-vyshivki-krestom.html

Старинная вышивка крестом

О старинной вышивке крестом со схемами

Хочу рассказать одну историю. Все началось с того, что я увлеклась вышивкой крестиком. Это занятие сильно затягивает. Сначала я вышивала в гордом одиночестве, потом ко мне присоединилась и моя мама.

И так как вышивка приносит нам большое удовольствие и восторг, то вскоре об этом узнали многие наши знакомые и родственники. И вот однажды мамина сватья, а по совместительству ее бывшая одноклассница предложила ей альбом с рисунками для вышивки крестом.

При этом сказала : «Если тебе не надо, то я выброшу». Как Плюшкин со стажем мама выбросить этот альбом не дала и взяла себе. Конечно, листочки сильно потрепаны, бумага крошится. Но видно, что прежние хозяева берегли его, подшивали и подклеивали.

Честно сказать – в руки брать страшно – рассыпается от времени бумага. А насколько старый альбом? Ну наверное довоенный еще!

 Я первый раз смотрела долго и пристально и… Неожиданно для всех разглядела двуглавого орла – герб Российский. Как могли напечатать царский герб в Советские времена? Нет! Точно не могли! «Может подумали, что это бабочка?»- предположила мама. Да нет же! Бдительность была на высоте в те времена.

Значит… Значит эти рисунки были напечатаны еще до Революции! Ничего себе! Я стала искать в интернете литературу по старинным вышивкам крестом. Национальные орнаменты. Сравнивала странички. Ничего такого не нашла.

Есть только одна книга похожая на то что есть у меня, это «Великорусские и Малороссийские узоры для вышивания» выпушенная в 1877 году.

У меня ко всем форумчанам большая просьба, может у кого-нибудь тоже есть такие странички, доставшиеся от бабушек и прабабушек. Может кто знает как назывался этот альбом  когда был издан? Ну, а кто не знает, то просто возьмет оттуда схемы для вышивания рушников, салфеток и скатертей.

  • О старинной вышивке крестом со схемами
  • О старинной вышивке крестом со схемами
  • О старинной вышивке крестом со схемами
  • О старинной вышивке крестом со схемами
  • О старинной вышивке крестом со схемами
  • О старинной вышивке крестом со схемами
  • О старинной вышивке крестом со схемами
  • О старинной вышивке крестом со схемами
  • О старинной вышивке крестом со схемами

А вот эта картинка из журнала «Родина», выходившего в Росии до революции. Издатель А. Каспари

Надеюсь на вашу помощь.

Источник: https://delaemrukami.org/15076800632719872/starinnaya-vyshivka-krestom/

Старинные схемы вышивки крестом: практика для новичков

Поклонники классического направления часто выбирают старинные схемы вышивки крестом, чтобы погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи. Мастера со стажем говорят, что передать нужно не просто визуальный образ, а дух того времени. Для того чтобы справиться с поставленной задачей, необходимо провести качественную подготовительную работы. Связано это с цепочкой последовательных действий.

Схемы старинных вышивок: подбор правильного образа

Кому планируется подарить работу? Где она будет установлена? В первую очередь, ответ необходимо найти на эти два вопроса.

Если говорить об адресате, то здесь может идти речь о влюбленных, маме, бабушке, подруге или коллеге. В зависимости от этого, подбираются соответствующие схемы.

К примеру, влюбленным или молодоженам можно подарить образы Шекспировских героев или пышных испанских дам. Желаете порадовать друга или супруга?

Тогда акцент можно сделать на храбрости отваге – знаменитые мушкетеры Дюма будут весьма кстати. Сложнее, когда вышивка станет не подарком, а стильным украшением гостиной, спальни или офиса.

В этом случае необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

  1. Степень освещенность комнаты – в слишком темной комнате необходимо отказаться от использования ниток аналогичного тона;
  2. Образы классических литературных персонажей будут вполне уместны в рабочем кабинете;
  3. Оформленная в современном или минималистическом стиле гостиная потребует более теплых образов. Хорошо будет смотреться природные мотивы;
  4. Желая подчеркнуть крепости семейных уз, выбор стоит сделать в пользу цветочных композиций.

Умеренность и баланс цвета – золотые правила рукодельниц эпохи классицизма. Старинные вышивки не потеряли свою популярность благодаря умению передавать требуемое настроение или идею при помощи нескольких изображений. Если изучить возможные сюжеты, то несложно увидеть господствующий минимализм. Обилие свободного пространства на белом полотне не считалось в то время преступлением.

К примеру, акцент на материнском тепле сделает дама с ребенком, который играет или сидит на руках.

Вне зависимости от выбранной концепции, основой вышивок был правильно подобранный цвет:

  • Красные нити – делают акцент на силе, воле и стремлении к достижению поставленных целей. В античной Испании этот цвет часто связывали с романтикой и силой чувств. Если необходимо сделать подарок для пары или молодоженов, то красные розы на вышивке – прекрасный способ пожелать долгих лет счастья;
  • Зеленый и его оттенки – применяется для формирования листвы, трав и незначительных визуальных акцентов;
  • Синий или голубой – злоупотреблять им не нужно в силу нескольких причин. Во-первых, век классики использовал его для костюмов менее значимых персонажей и простолюдинов. Во-вторых, небесно-голубой – символ свободы и полета, поэтому применить его лучше там, где требуются узоры. Хорошо смотрятся они в качестве тоненькой рамки, создающей визуальные акценты.

Реализуем схемы старинных вышивок крестом

Бывает так, что продолжительное время конкретики в голове нет и нет. В этом случае вдохновения можно поиска в глобальной сети. Здесь представлены множественные схемы, учитывающие различные вкусы. В большинстве случаев они бесплатные, поэтому скачать их не составит труда. При этом дизайнеры предостерегают от «смешения» стилей и направлений.

Старинные схемы вышивания крестом предполагают едино образность идей и форм, поэтому из множества рисунков необходимо создать нечто одно.

Практическая реализация будет намного проще, если придерживаться следующих советов:

  1. Правильно подобранная канва – залог успеха. Льняной вариант подойдет, если планируется крестиком вышить детализированный пейзаж или картинку с большим количеством объектов. Хлопчатобумажный вариант рекомендуется для случаев, когда во главу угла ставится минимализм. Есть еще смешанный тип материала, который подходит для создания объемных произведений;
  2. Выполнение работы начинается строго в центральной части полотна;
  3. Центральная часть композиции всегда прошивается двумя нитками, что создает визуальный акцент;
  4. Классическая Европа отдавала предпочтение определенной легкости образов. Если планируется воссоздать рыцаря или героя-любовника, то они прошиваются одной контрастной по отношению к цвету остального полотна нитью;
  5. Определенную динамичность изображению придают домашние животные, если речь идет о картине из жизни семьи. Для того чтобы показать динамику природы, то воспользоваться можно болгарским стежком. Еще его называю «снежинкой» или «крестиком». Производится он вертикально с лицевой стороны.

Начинающим рукодельницам могут пригодиться некоторые рекомендации по вышивке, представленные в следующем материале: https://homeli.ru/dekor/vyshivka/krestikom/vyshivanie-krestikom-dlya-nachinayushchikh-poshagovo.

Классические старинные схемы вышивки крестом (видео)

Старинные схемы понравятся не только поклонникам ретро, но и любителя уникальных во всех отношениях декоративных элементов. Стильный подарок или просто украшение для помещения – старинные схемы для вышивания позволят в полной мере преобразить окружающее пространство. Главное – не переборщить с количество вышитых элементов.

Старинные схемы вышивки крестом (фото)

О старинной вышивке крестом со схемамиО старинной вышивке крестом со схемамиО старинной вышивке крестом со схемамиО старинной вышивке крестом со схемамиО старинной вышивке крестом со схемамиО старинной вышивке крестом со схемамиО старинной вышивке крестом со схемами

Источник: https://homeli.ru/dekor/vyshivka/krestikom/starinnye-skhemy-vyshivki-krestom

Каталог схем — Ларчик рукоделия

Page 2

  • Совместник «Ключ Счастья»  
  • О старинной вышивке крестом со схемами

Совместник «Угадаем друг друга..» 

  1. Совместник «Я вышиваю ЛЕТО!» 
  2. Совместник «Добро пожаловать в ОСЕНЬ!» 

Совместник «Кони в яблоках, кони серые…  

Совместник «Однажды весной…» 

  • О старинной вышивке крестом со схемами
  • Конкурс «Цветочный рай» 
  • Совместник «Главное событие в жизни» 
  • О старинной вышивке крестом со схемами

Вяжем вместе!(совместник). 

Вышиваем полезные вещи 

Продам!!! 

Page 3

  1. Совместник «Ключ Счастья»  

Совместник «Угадаем друг друга..» 

  • Совместник «Я вышиваю ЛЕТО!» 
  • Совместник «Добро пожаловать в ОСЕНЬ!» 
Читайте также:  Узоры со снятыми петлями в вязании спицами пошаговое выполнение по фото-видео урокам и схемам

Совместник «Кони в яблоках, кони серые…  

Совместник «Однажды весной…» 

  1. Конкурс «Цветочный рай» 
  2. Совместник «Главное событие в жизни» 

Вяжем вместе!(совместник). 

Вышиваем полезные вещи 

Продам!!! 

Page 4

  • Совместник «Ключ Счастья»  

Совместник «Угадаем друг друга..» 

  1. Совместник «Я вышиваю ЛЕТО!» 
  2. Совместник «Добро пожаловать в ОСЕНЬ!» 

Совместник «Кони в яблоках, кони серые…  

Совместник «Однажды весной…» 

  • Конкурс «Цветочный рай» 
  • Совместник «Главное событие в жизни» 

Вяжем вместе!(совместник). 

Вышиваем полезные вещи 

Продам!!! 

Page 5

Схемки ЗМЕЙ!!))
larisa Дата: Понедельник, 24.Сен.2012, 10:51 | Сообщение # 1
  1. Администратор сайта
  2. Группа: Администраторы
  3. Сообщений: 16325
  4. Статус: Offline
Наступающий год,как Вы знаете,-ГОД ЗМЕИ!!!! Поэтому пришла такая мысль: провести такой конкурс! Суть заключается в том, что соберём схемки змеек,-и выберем лучшую!!! можно будет вышить их в подарок к Новому годуи организовать совместный процесс( если получится…)) Итак, что какой же он будет, следующий 2013 год Змеи? Символом года будет Черная Водяная Змея (в китайском гороскопе шестой знак). А раз змея водяная, то и году, как змее будут соответствовать такие характеристики как динамизм, подвижность и изменчивость. Но тем не менее, решения следует принимать взвешенно, хорошенько подготовившись и все обдумав, тогда и в год Змеи все будет ладиться и получатся.

  • Начнется год Змеи в 2013 году, но не с начала года, а 10 февраля, а вот закончится 31 января 2014 года.
  • ИТАК:
  • УСЛОВИЯ КОНКУРСА:

1. Загружаем схемки змеек(в крайнем случае: грузим картинку-и даём ссылку, где можно скачать…) 2.Загружаете сами(возникнут вопросы по поводу загрузки- спрашивайте!отвечу всем!) Пожалуй начнём?Милости просим со схемками !!!(чуть не написала»в змеиное царство»….)

  1. :ac10:
  2. КОНКУРС ПРОДЛИТСЯ С24СЕНТЯБРЯ ПО 20 НОЯБРЯ!

Я- Лариса.Со мной-на ТЫ! Мой возраст прекрасен: тараканов в голове вытравила; лапша скользит по ушам и падает на пол; а энергии — хоть отбавляй!

larisa Дата: Пятница, 02.Ноя.2012, 08:53 | Сообщение # 31
  • Администратор сайта
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 16325
  • Статус: Offline
29.Змейки Я- Лариса.Со мной-на ТЫ! Мой возраст прекрасен: тараканов в голове вытравила; лапша скользит по ушам и падает на пол; а энергии — хоть отбавляй!
larisa Дата: Пятница, 02.Ноя.2012, 08:56 | Сообщение # 32
  1. Администратор сайта
  2. Группа: Администраторы
  3. Сообщений: 16325
  4. Статус: Offline
30.Новогодняя змейка Я- Лариса.Со мной-на ТЫ! Мой возраст прекрасен: тараканов в голове вытравила; лапша скользит по ушам и падает на пол; а энергии — хоть отбавляй!
larisa Дата: Воскресенье, 04.Ноя.2012, 08:30 | Сообщение # 33
  • Администратор сайта
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 16325
  • Статус: Offline
31.Символ года Прикрепления: 2013.pdf(320.9 Kb)
Я- Лариса.Со мной-на ТЫ! Мой возраст прекрасен: тараканов в голове вытравила; лапша скользит по ушам и падает на пол; а энергии — хоть отбавляй!
larisa Дата: Воскресенье, 04.Ноя.2012, 08:34 | Сообщение # 34
  1. Администратор сайта
  2. Группа: Администраторы
  3. Сообщений: 16325
  4. Статус: Offline
32.С Новым гадом(схема с Осинки) Прикрепления: __.pdf(128.5 Kb)
Я- Лариса.Со мной-на ТЫ! Мой возраст прекрасен: тараканов в голове вытравила; лапша скользит по ушам и падает на пол; а энергии — хоть отбавляй!
larisa Дата: Воскресенье, 04.Ноя.2012, 08:39 | Сообщение # 35
  • Администратор сайта
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 16325
  • Статус: Offline
Я- Лариса.Со мной-на ТЫ! Мой возраст прекрасен: тараканов в голове вытравила; лапша скользит по ушам и падает на пол; а энергии — хоть отбавляй!
larisa Дата: Воскресенье, 04.Ноя.2012, 08:41 | Сообщение # 36
  1. Администратор сайта
  2. Группа: Администраторы
  3. Сообщений: 16325
  4. Статус: Offline
Я- Лариса.Со мной-на ТЫ! Мой возраст прекрасен: тараканов в голове вытравила; лапша скользит по ушам и падает на пол; а энергии — хоть отбавляй!
larisa Дата: Воскресенье, 04.Ноя.2012, 08:48 | Сообщение # 37
  • Администратор сайта
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 16325
  • Статус: Offline
Я- Лариса.Со мной-на ТЫ! Мой возраст прекрасен: тараканов в голове вытравила; лапша скользит по ушам и падает на пол; а энергии — хоть отбавляй!
larisa Дата: Понедельник, 19.Ноя.2012, 08:46 | Сообщение # 38
  1. Администратор сайта
  2. Группа: Администраторы
  3. Сообщений: 16325
  4. Статус: Offline
Я- Лариса.Со мной-на ТЫ! Мой возраст прекрасен: тараканов в голове вытравила; лапша скользит по ушам и падает на пол; а энергии — хоть отбавляй!
larisa Дата: Пятница, 05.Апр.2013, 07:59 | Сообщение # 39
  • Администратор сайта
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 16325
  • Статус: Offline
Стильная змейка Я- Лариса.Со мной-на ТЫ! Мой возраст прекрасен: тараканов в голове вытравила; лапша скользит по ушам и падает на пол; а энергии — хоть отбавляй!

Page 6

Источник: http://www.krestiklara.net/

Старинная вышивка крестом и счетные схемы

  • Начнем рассказ о вышивке крестом «от печки» — то есть от Петра Первого.
  • Преобразования Петра Первого, затронувшие все слои русского государства, не могли не изменить уклада бытовой жизни женщин.
  • Основными следствиями реформ повседневного быта дворянства для женщин были внешнее изменение их облика и реформирование модели поведения в целом.

В России стало заметно влияние Запада и его образа жизни. Тем не менее, ориентированность дворянства на светский образ жизни и активное участие в балах, обедах и прочих увеселениях, имело особое значение лишь в высшем свете.

Проживание в Москве и Петербурге стоило очень дорого, и лишь богатые люди могли позволить себе постоянно жить в городе. Жили, как правило, в усадьбе, пригородном имении. Житье в имениях как общероссийское явление возникло после освобождения дворян от обязательной дворянской службы в 1762 году.

  1. Нередко глава семьи жил в городе, а жена его с многочисленным семейством практически не выезжала из деревни.
  2. Аллегорическая схема для вышивки бисером и крестом 

«Многие мемуаристы, — пишет исследователь быта русского дворянства Н.Л.

Пушкарева, — отметили атмосферу расслабленной неги среди близких и родных, расцвеченную в усадебном быту домашними радостями и невинными удовольствиями.

В традиционности бытового уклада российских усадеб, хранительницами которого в немалой степени были именно их обитательницы, крылись истоки притягательности «сельского рая» для самых завзятых любителей городской жизни».

Самым распространенным видом досуга барынь и их дочерей было рукоделие, с которым всегда сочетали беседу. Рукоделия были настолько популярны, что нередко снились дамам. В «Соннике» XIX века читаем: «Вышивать по канве во сне — означает радость и прибыль».

  • Каминный экран с вышитой вставкой-картиной. Вторая половина 19 века
  • Рукоделиям всегда учили с детства.

«Одновременно с преподаванием основ всевозможных гуманитарных дисциплин юных дворянок обучали «разным рукоделиям» — преизрядно вышивать всякими цветами и золотом, какое шитье в тогдашнее время было в Москве в манере».

Казалось бы, это женское занятие не должно было вызывать неодобрения в семьях зажиточного купечества начала XIX века. Однако стремлением следовать общей моде на обучение рукоделью не вызвало энтузиазма в душах мужской половины купеческих семей.

Старшие мужчины относились к этому без уважения, называя это пустяками», — читаем там же.

Учили девочек и дома, и в частных пансионах, которые стали возникать с 1749 года. Девочек обучали в них по-французски и по-немецки, шитью и домостроительству, а также — «домосодержанию и что к тому принадлежит», шитью и мытью кружев», «шить и вязать».

  1. Начинали обучать с самого простого — с меток, алфавита и простых отдельных элементов вышивки, как это было принято в «ученических» вышивках в Европе.
  2. Естественно, что в те времена в России существовали как дорогие магазины рукоделий, так и дешевые лавочки.

«Улица, называемая Кузнецкий мост, — вспоминала Е.П. Янькова. — издавна была заселена иностранцами: были французские и немецкие лавки.

Теперь говорят «ехать на Кузнецкий мост», а в наше время говорили «ехать во французские лавки».

Там торговали модным товаром, который привозили из чужих краев; были и свои мастерицы в Москве, но их обегали, и кто побогаче, все покупали больше заграничный привозной товар.

На Ильинке за Гостиным рядом и за Гостиным двором были нюрнбергские лавки и голландский магазин. Там мы все больше покупали шерсти для работ и шелки».

 Помимо бисера и вышивок шелком и шерстью были в это время распространены и другие рукоделия – например, рисовать по дереву  или бархату (специальному английскому бумажному).

Тем не менее, вышивка крестиком стояла по распространенности на первом месте. Барыни и их дочки любили вышивать не только картины, но и части своего туалеты – например, ридикюли.

Ридикюль — это дамская сумка из ткани (или реже — кожи) мягкой формы, прообразом которой послужил мешочек для рукоделия, вошедший в моду еще в XVIII веке под влиянием маркизы Помпадур.

В 1830-е годы были очень модны черные кашемировые ридикюли, расшитые розами. В конце XIX века в моду входят ридикюли-торбочки, расшитые шелком и бисером.

  • В 1830-х годах в высшем петербургском обществе распространилось новое увлечение – вышивка домашних туфелек без колодки, которые вышивались бисером или крестом и делались из бархата, плюша или шерстяной плотной ткани следующим образом.
  • Выкройка таких туфель изображена на рисунке ниже.

Подошву вырезают из тонкой кожи или картона, а затем обшивают тканью. Длина туфли определяется меркой с ноги — от конца большого пальца до середины пятки по внешней стороне, а ширина — объемом ноги в самом широком месте (от мизинца к выступы большого пальца).

  1. На швы прибавляют кругом по 1 сантиметру.
  2. Подкладку кроят по той же выкройке из фланели или полотна.
  3. Вышивали шелковыми нитками и бисером и бальные туфельки.
  4. Довольно долго — до конца XIX века — на одежде маленьким детям не делали карманов, а вешали им на шею на шнурке специально сделанный и, как правило, вышитый, мешочек для платка.
  5. Занимались вышивкой не только в провинции и не только уездные барышни, изнемогавшие от скуки и заполнявшие свое время рукоделиями, переписыванием стихов в альбом и рисованием интерьеров, которые очень часто делали в первой половине XIX века.

Общеизвестно, что одной из лучших рукодельниц своего времени была императрица Мария Федоровна. Об этом писали в своих мемуарах многие ее современники. В собрании музея-дворца в Павловске хранится столик, сделанный Г. Гамбсом по эскизу Воронихина со вставкой в столешницу вышивки крестом, представляющей вид домика Петра в Саардаме и выполненной Марией Федоровной.

  • В ссылке в Сибири княгиня Волконская вышила Сикстинскую мадонну Рафаэля и этим образом украсила могилу отца.
  • Тут надо заметить, что в XIX веке дамам правилами светского этикета было позволено дарить только «рукодельные подарки».

«Очень приятно получить подарок от женщины, но в какой бы степени не была дружба между вами, даже родство, придется, однако же, поломать голову, пока не решится, чем отдарить. Женщинам не следовало бы никогда дарить другим чем-нибудь, кроме небольших произведений карандаша или иглы, собственной их работы», — читаем в одном из руководств по правилам хорошего тона.

«Если начальникам подчиненные могли делать подарки лишь в исключительных случаях, — пишет исследователь дворянского быта Е. Лаврентьева, — то царю и особам царской фамилии мог преподнести подарок каждый дворянин. Одна дама вышила подушку, которую поднесла Александру I при следующих стихах:

  1. Российскому отцу
  2. Вышила овцу,
  3. Сих ради причин,
  4. Чтобы мужу дали чин.
  5. Резолюция министра Державина:
  6. Российский отец
  7. Не дает чинов за овец.

Девушкам позволялось дарить молодым людям «небольшие произведения карандаша или иглы, собственной их работы». Чаще всего это были вышитые бисером кошельки, вставки для бумажников, чехлы для карточных мелков и т.д. «Недавно подарила я ему своей работы кошелек, и он сказал, что будет носить его вечно», — писала в дневнике Анна Оленина.»

Вышивали, как правило, в гостиных, будуарах или спальнях. «Будуар, — читаем в журнале «Мода» за 1860 год, — это комната, в которой женщина проводит большую часть дня, свидетельница хозяйственных занятий, рукоделий и отдохновения, поверенная задушевных мыслей и сердечных тайн».

До конца XVII века принадлежности для рукоделия в Европе и России хранили в коробках, украшенных узорами, с начала века XVIII в обиход входят рабочие корзинки, и лишь в 1760-х годах начинают изготовлять рабочие столики с откидным верхом (vide-poches), которые оставались популярными на всем протяжении XIX века.

Их делали в разных стилях, многие были с двусторонними крышками, на одной из сторон которых располагалась инкрустированная шахматная доска. Верхняя часть такого столика была приспособлена под хранение швейных принадлежностей, часто под столешницей и выдвижным ящиком располагался шелковый мешок — для незаконченной работы.

 

Очень распространены были и рабочие ящички, или шкатулки, с оборудованным интерьером, так как их легко было переносить и даже брать с собой в гости. Внутреннее и внешнее оформление таких шкатулок обычно было выполнено в одном стиле — либо вставки из бисера, вышивки шерстью и шелком по канве, либо повторение элементов деревянной резьбы и инкрустации (либо паркетным набором). 

  • Встречаются даже специальные вращающиеся подставки для катушек с нитками и ящичками для рабочих инструментов в их основании.
  • Именно в таких рабочих ящичках хранились и весьма остроумные приспособления для наматывания ниток.

«Большим рукодельницам, — пишет искусствовед В. Дудорева, — которые так много выши­вали и вязали, много приходилось разматывать ни­ток на клубки; и вот, догадливые деревенские хозяйки придумали основу для клубка: ничто иное, как круг­лую косточку из куриного горлышка, которая сплошь затягивалась бисерным вязаньем и превращалась в хорошенькую бисерную игрушку».

В большинстве своем вышивки исполнялись по готовым узорам, но пользовались и литографиями, картинами, книжными иллюстрациями, переводя их на холст или канву.

Во второй половине XVIII века в изобразительном искусстве начинает формироваться так называемый русский бытовой жанр, лучшими представителями которого являются Ж. Лепренс, М. Иваново, М. Шибанов, И. Ерменев. Он не мог не найти своего отражения в вышитых шелком, шерстью и бисером рукодельных работах, а также в росписи по фарфору.

  1. Сначала рисунок для вышивок просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорам с обозначением цветов.
  2. Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами.

Честь «открытия и изобретения» изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаги принадлежит Германии. Именно там впервые были выпущены комплекты раскрашенных узоров для вышивания шерстью и необходимые для данной работы нитки.

Такие комплекты получили название «берлинской вышивки» или «берлинской шерсти». Искусствоведы определяют берлинское шитье как вышивку шерстью по канве или холсту, изображающую пасторальные, религиозные или другие жанровые сцены, пейзажи и цветы.

 

Но об этом мы поговорим в следующий раз…

Источник: https://vyshivka.mirtesen.ru/blog/43205459594/prev

Русская вышивка. Виды швов

Источник

Русская вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания. Каждая область (а иногда и район) имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовые решения.

  • Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы:
  • — к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;
  • — ко второй группе — по свободному, заранее нарисованному контуру.
  • Швы первой группы называют счетными, швы второй группы — свободными.
  • К тому же швы могут быть прозрачные и глухие.

Счетные швы выполняли, отсчитывая нити ткани по утку и основе, отсюда и названия швов. К ним относятся полукрестили роспись, крест, набор, козлик, косичка, счетная гладь и др.

В современных узорах используют и другие швы — вперед иголку, косичка,косая гладь.

В глубокой древности применялся двусторонний шов роспись

Пример

Им выполнялись как полосы с геометрическим орнаментом, так и сложные сюжетные композиции с изображением лошади, барса, птицы, человека. Контур рисунка обшивался тонкими, идущими в разных направлениях, стежками. Силуэтное изображение смотрелось тонким кружевным узором.

Крест появился позже шва роспись, примерно в первой половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для выполнения его использовались узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется значительно быстрее росписи и привлекает своей плотностью, зернистой фактурой и яркой декоративностью. Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Тамбовской и Рязанской областях. Помимо простого креста есть еще и двойной крест, двусторонний иодносторонний, в Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамленным четырьмя стежками, это и есть тамбовский крест.

Простой крест

  1. Двойной крест
  2. Двусторонний крест
  3. Односторонний крест
  4. Тамбовский крест

Крест является самым распространенным видом вышивки. Выполнять его можно как по канве, так и по рисунку, ткань должна быть с равномерным переплетением нитей. Вышивка крестом используется всесторонне: для отделки одежды или ее деталей, для украшения столового, постельного белья.

  • Набор
  • Шов «козлик»
  • Шов «косичка»
  • Счетная гладь
  • Швы народов Поволжья — «косая стежка», звездочка, спираль
  • «косая стежка»
  • «Косая стежка» — глухой односторонний счетный шов.Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины
  • «спираль»
  • Шов «звездочка»

Прозрачными швами выполняются строчевые работы по заранее подготовленной сетке. Такие швы называются строчкой, которая накладывается на сетку, полученную путем продергивания нитей ткани в двух направлениях — по утку и по основе. Строчевые узоры не расположены на поверхности ткани, а как бы изменяют ее структуру.

  1. Строчевые узоры

Глухими швами выполняются работы по целой ткани. Они называются вышивкой. Кроме уже рассмотренных выше швов для вышики есть еще и вышивки, в которых соединяются два вида: вышивки по свободному контуру и счетные швы, например орловский спис, владимирские швы, где сердцевины цветов, вышитых по произвольному кругу, заполняются гладьевыми разделками геометрических форм.

  • Орловский спис
  • Владимирские швы

Для узоров, рисуемых свободным движением руки, используют мотивы растительного характера, животных и человека в весьма условной трактовке. Такие узоры выполняются контурными и гладьевыми швами.

  1. К контурным швам относятся: тамбурный шов, стебельчатый шов, косичка, козлик, шнурок; к гладьевым — белая гладь, владимирские швы, александровская гладь, русская гладь и атласное шитье.
  2. Тамбурный шов
  3. Стебельчатый шов
  4. «Шнурок»
  5. Белая гладь
  6. Александровская гладь
  7. Русская гладь

Источник: https://predislava.livejournal.com/33677.html

Вышитая мебель. Старинные схемы вышивки крестом и антикварные предметы интерьера

В Европу вышитые предметы мебели, прежде всего, ковры и пологи для кроватей проникли в XII веке в эпоху крестовых походов. Именно в это время окна начинают завешивать красивыми шторами, и стены убирать коврами. В XIII веке в просторных помещениях замка стали при помощи красивых занавесей выгораживать маленькие комнатки.

Сохранился в средние века и старинный обычай сидеть на полу, для чего у хозяйки замка всегда были приготовлены красивые расшитые подушки и ковры.

Табуреты использовались людьми в древности  и до середины XVI века были самым распространенным предметом мебели для «сидения», в то время как кресло было предметом роскоши, предназначавшимся исключительно для главы рода и его жены.

Мягкие табуреты стали широко использоваться к 1670-м годам, а вскоре трансформировались в более удобный стул и маленькую скамеечку для ног. Тем не менее, табуреты продолжали делать в большом количестве как часть мебельных гарнитуров.

В Музее мебели в Москве (существовал в 1917-1924 гг.) хранился табурет XVIII века, красного дерева, резной, полированный, покрытый старой английской вышивкой.

В конце XVIII века начали производство музыкальных табуретов с регулируемыми сидениями.

В XVII веке  стали модной обивка мебели из бархата и шелка, украшенная  бахромой. В конце этого же века стали использовать для обивки вышитый крестом и полукрестом шелк и бархат.

В России  такие стулья и диваны были как своего собственного производства, так и привозные – чаще всего из Франции и Англии.

Увлечение вышитой мебелью просуществовало до конца XVIII века, когда в моду вошли парчовый атлас, муаровый шелк с круговыми и полосатыми узорами.

Тем не менее в России в конце XVIII века было очень ощутимо влияние французских стилей Людовика XIV и Людовика XV, что сказалось в обивке мебели тканями с вышитыми цветочными гирляндами, рогами изобилия и т.д.

На выставке дамского художественного кружка в залах Пассажа в Москве в апреле 1908 года было вставлено прекрасное кресло в стиле Людовика XVI, принадлежащее великому князю Константину Константиновичу и вышитое императрицей Марией Федоровной.

Ей же принадлежали и другие вышитые экспонаты, показанные на выставке – две вышивки шелками и экран для камина.

В имении Качановка графа С. Тарановского в Черниговской губернии существовала комната с мебелью из красного дерева в стиле ампир. Все сидения были расшиты птицами, фруктами и цветами бисером по белому фону. В собрании Исторического музея в Москве также есть бисерная обивка для мебели.

  • Вставки из  вышивок бисером или шерстью часто встречаются в  рабочих столиках и больших столах – на протяжении XVIII и XIX веков.

  • Бисерная вставка в столешницу второй половины 19 в. Из собрания Эрмитажа 

  • На протяжение всего XIX века обивка с вышивкой продолжала пользоваться популярностью, но пик ее популярности приходится на викторианскую эпоху, когда появилось  много форм и типов табуретов, кушеток, стульев и диванов, вышитых «берлинской шерстью» и бисером. 
  •  Увлечение берлинской вышивкой для мебельной обивки охватило Европу и Соединенные Штаты в 1850 — 1860-х  годах, когда берлинское производители стали продавать наряду с разноцветной шерстью рисунки узоров.
  • Для обивки того времени очень характерны яркие цветы (прежде всего, розы), в для экранов каминов и картин на стены  использовались схемы вышивки жанровых сценок.

  • Из собрания Музея декоративно-прикладного искусства в Москве  

  • Можно смело утверждать, что в викторианскую эпоху розы и другие цветы расцвели на всех предметах мебели – даже в дамских  столиках, столах-кабинетах и тому подобной мебели использовали расписные фарфоровые накладки с букетами цветов.
  • Секретер с фарфоровыми вставками 
  • В XVIII — XIX очень популярны были вышитые шерстью и бисером ширмы и экраны для каминов, а также салфетки и «дорожки» для каминных полок.
  • Одними из самых распространенных экранов были «конные» (cheval), получившие столь экстравагантное название по форме своих ножек — ибо стояли на четырех ногах, как конь; точно так же — «конные» — называются и отдельно стоящие зеркала, и экраны на штативах с регулируемой высотой.
  • Первые экраны на штативах делались из железа, на более поздних, деревянных, экран прикреплялся к штативу при помощи винтах, что позволяла поднять или опустить экран на желаемую высоту.

Иногда экраны на штативах делали парными и не очень большими. Их ставили по обеим сторонам камина с целью защиты глаз находящихся в комнате от яркого пламени. 

  1. В колоннах (стояках) «конных» экранов также иногда были скрыты противовесы, позволявшие поднимать экран, но не на такую большую высоту, как экраны на штативах.

  2. А с обратной стороны вышитый экраны были «закрытыми»:
  3. Мотивы вышивок на мебели были подвержены, как мы уже упоминали выше, влиянию моды, и с изменением художественного стиля и эпохи менялся и рисунок вышивки.

Если в эпоху рококо преобладающими были цветочные мотивы, то с наступлением эпохи ампира основными мотивами вышивки мебели (диванов, кресел, стульев, ширм, экранов) стали античные сюжеты, античные вазы, фигуры две с кифарами, амур на колеснице, Амур на колеснице, Амур в лодке, амур с бабочками и т.д.

Интересным экспонатом был хранившийся в Музее мебели каминный экран карельской березы с точкой и чернением,  обтянутый за стеклом вышивкой, изображающей группу античных ваз с бордюром из пышной цветочной гирлянды. Экран это был русской работы XVIII века и интересен смешением стилей – для античных ваз, как известно, более пристала «рама» из меандра. 

http://kento.gallery.ru/watch?a=bEeB-kGJT» />

  • Вышитая мебель иногда служила предметом фантазий художников. Так в одном из номеров журнала «Мода» за 1860 года была помещена следующая статья под названием «Диван-цветник»:
  • «Недавно во французских журналах объявлено было о замечательном изобретении Камилла Лавока, который представил президенту Французской Республики особый род новой мебели, названной им divan-jardiniere.
  • Желая представить читателям, вместе с описанием, и самый рисунок этого дивана-цветника, мы тогда же поручили нашему корреспонденту в Париже озаботиться доставлением в редакцию рисунка новой мебели.

Получив на днях политипаж, спешим сообщить его читателям Моды – с присоединением тех сведений, который мы нашли в парижских журналах касательно присоединением изобретения г. Лавока.

Модель этой изящной игрушки сделана была еще прошлою зимой и целый месяц стояла в магазине Томира, где она возбуждала неподдельный восторг не только в любителях великолепной мебели, но даже и в самых артистах.

Через несколько времени г. Лавока приступил к работе самой мебели для дворца Королевы Испанской.

Президент Людовик-Наполеон увидел эту небывало-роскошную мебель, и она так понравилась ему, что он заказал себе такой же точно диван-цветник.

Устройство этой оригинальной и великолепной вещи достойно внимания. Это одно из самых остроумных изобретений нашего комфортабельного века, который придумал эластическую мебель, лежачие рессоры, и тысячи других предметов комфорта.

Представьте себе большую совершенно-оригинальную мебель, в которой есть эластический диван с роскошно-упругими пружинами, круглый стол черного дерева с дорогою инкрустациею, двойная жардиньерка с благоуханными цветами и наконец высокий изящный канделябр, с двенадцатью бронзовыми рожками.

Вот диван-цветник, изобретенный г-м Лавока. По рисункам и указаниям изобретателя, над этою мебелью трудились замечательные парижские мастера: Томар и Салландруз.

В настоящее время во всем свете существует еще только два экземпляра этого дивана-цветника, из которых один находится в мадритском дворце, а другой украшает залу Марс в Сен-Клу.

Поговаривают, что г. Лавока, опасаясь контрфакции намерен просить привилегию на свое остроумное изобретение. Но во всяком случае мы не теряем надежды увидеть когда-нибудь эту роскошную мебель и в нашем роскошном Петербурге».

Одним из самых популярных предметов мебели, украшенных вышивкой были так называемые «молельные», или «молитвенные» стулья с высокой спинкой (около 1,2 м), украшенные берлинской вышивкой и обильно позолоченные.

На сидении надо было стоять (преклонять колена), а на спинке лежал молитвеник:

Источник: http://anasisantik.blogspot.com/2017/06/blog-post_24.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector