Пермогорская роспись и виды народных промыслов

Пермогорская роспись – это художественный промысел, созданный народом, а другими словами – большое количество рукотворных творений, выполняющихся с применением разнообразных находящихся под рукой предметов.

Бытовые вещи, вышивка, поделки и роспись, создаются обычным орудием труда, сопровождаемые творческим подходом и находчивостью. Профессионалы работают со всевозможными средствами: тканью, картоном, деревом, нитью.

Художественные промыслы русского народа очень популярны, завораживают своей необычностью и индивидуальностью.

Пермогорская роспись и виды народных промыслов

Данный вид искусства представляет собой растительный орнамент. Разнообразие цветов и листьев неординарных причудливых очертаний и волшебных птичек покоряет таинственностью и неповторимым рисунком.

Пермогорская роспись и виды народных промыслов

Умельцы часто передают сюжеты, касающиеся повседневного быта.

На белом заднем плане создаются красноцветные многоликие рисунки – главная оттеночная палитра пермогорской росписи, дополняющаяся желтыми и зелеными красками, черным обводится контур создаваемого узора.

Умелыми мастерами расписываются шкатулки, тарелки, чашки, кувшины, кухонные дощечки. Пермогорскую роспись и виды народных промыслов можно увидеть в, представленных обзору, картинках.

Пермогорская роспись и виды народных промыслов

Вышеописанным примером можно украсить невзрачную посуду, придумав индивидуальный дизайн  и удивить друзей, созданной красотой. Создавать можно любую композицию, фантазируя и экспериментируя с красками и узорами.

Материалы необходимые для творчества

Вам понадобятся:

Иллюстрация Описание
 Пермогорская роспись и виды народных промыслов белая керамическая тарелка;
 Пермогорская роспись и виды народных промыслов спиртовой раствор;
 Пермогорская роспись и виды народных промыслов салфетка;
 Пермогорская роспись и виды народных промыслов простой карандаш;
 Пермогорская роспись и виды народных промыслов калька;
 Пермогорская роспись и виды народных промыслов лист бумаги;
 Пермогорская роспись и виды народных промыслов акриловые краски для керамики разных оттенков;
кисточки трех размеров;
акриловый лак;
стакан;
палитра;
ватные палочки.

Приступаем к работе

Приготовив все предметы, необходимые для художества, начинается выполнение  художественной работы:

  1. Берется белая без узоров тарелка и тщательно обезжиривается с помощью спирта.
  2. Подготавливается задуманный рисунок. Орнамент можно распечатать с компьютера.
  3. На площадь посудины с помощью копирки наносится выбранный узор. Нечеткие контуры обводятся карандашом.
  4. На красные фрагменты ставим меленькие точечки, закрашивая их красным цветом. Такие же шаги проводим постепенно со всеми оттенками.
  5. Тонкой кистью, с помощью черной краски создаем необходимый контур.
  6. По каемки посуды наносим карандашом геометрический орнамент.
  7. Узор окрашивается.
  8. Видимый карандашный контур уничтожается ластиком.
  9. Просушившийся орнамент покрывается сверху акриловым лаком и обжигается в духовке тридцать минут.

Готовая работа порадует вас совершенной живописностью.

Разновидности

Козули

Пряники, выпеченные русскими хозяйками на Рождественские праздники, и украшенные причудливыми картинками называются “Козули”.

Выпечка создается средней величины и передает силуэт лесных либо домашних животных и разнообразных птичек. В праздники обычно изображались предметы повседневного быта, сопутствующие данной дате либо домашние животные. Незамужней женщине обычно презентовали пряник, изображающий цветок, голубку, сердечко. Необычный подарок подписывался, соответственно выбранному празднику.

Абашевская игрушка

Русское ремесло еще характеризуется изготовлением интересных глиняных свистулек, расписанных разнообразными красками.

Разноцветные узоры рукодельных поделок волнуют и вдохновляют. Совмещение красочных оттенков передают позитивные эмоции и хорошее настроение мастера, создавшего неописуемую красоту. Абашевская свистулька и ее фрагменты еще украшаются золотом и серебром.

Чтобы создать усиленный контраст, некоторые места оставляют однотонными. Применяя худ. способы, ремесленник создает позитивных персонажей волшебной сказки. Эти народная деятельность передаёт в картинках жизнь и творческую деятельность простого народа.

Елецкое кружево

Елецкое кружево – старинный вид рукоделия, создающегося рукодельницами коклюшками.

Тонкое и рельефное кружево покоряет неземным великолепием. В процессе работы добавляется нить, различающаяся цветом и толщиной от основной нити. Таким образом,  создается кружевной рельеф. Небольшой, легкий, понятный муар радует взор ценителей ручного ремесла.

Ракульская роспись

Она совершается нанесением орнамента на деревянную основу золотистыми и черными красками.

Выразить ярче и эффектнее картину, помогает добавление зеленого, красного и коричневого оттенков. Основа, контуры и некоторые фрагменты окрашиваются черной краской. Как правило, характерен крупный узор, изображающий листья, лепестки, кустики и цветы. Увидев такое искусство, невозможно от него оторвать глаза, очень впечатляет и берет за душу.

Торжокское золотое шитье

Торжок и шитье золотом – взаимосвязанные понятия. Еще издавна упомянутый город славился специалистами, творящими, непревзойденное более никем, вышивание золотом.

По обычаю ремесленников, передаваемого из поколения в поколение, этот вид искусства сберегся до сегодняшнего момента, и восторгает своей богатой художественностью.

Украшенные золотой вышивкой шапки, башмаки, фрагменты одежды  можно увидеть на церковнослужителях. Вышитые орнаменты составляются знатными вышивальщицами. Основным фрагментом  данного ремесла представляется роза с бутоном и листиками.

Выигрышно смотрятся  в шитье завиточки, спирали, усики и блестки, перетекающие от рельефной основы к фону.

Техника золотого шитья

Золотое вышивание привлекает, восхищает и очаровывает глаз мастеров ручного искусства. Чтобы научиться создавать шедевры, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь художественный процесс:

  • «клопчек» – несложный шов, отличается переплетением, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь процесс рогожку
  • «городок» – шов, создающий параллельные зигзаги
  • «перышки» характеризуется горизонтальными контурами
  • «разводная клетка» повторяет абрис клеточки
  • «косой ряд» выражается хорошо выделяющимися параллельными отрезками
  • «черенок» похож на сплетение тонких равных полос
  • «Денежка» состоит из ломаных частей, соприкасающимися концами
  • Научившись выполнять вышеописанные стежки, создавать рукотворное искусство будет легко и приятно.
  • Рекомендуем посмотреть видео о пермогорской росписи.

Источник: https://podelkiruchkami.ru/permogorskaya-rospis-i-yj-raznovidnost/

Пермогорская роспись и виды старинных промыслов (картинки)

Содержание

Само понятие пермогорской росписи появилось давно. А зарождалось она на основе изображений Великого Устюга. Сегодня это искусство севера приобретает все большую популярность. Отличительной чертой пермогорских рисунков является выполнение затейливых композиций на белом фоне.
Наверное, все видели в музеях пермогорские прялки.

Именно на них чаще всего писали два самых знаменитых рисунка — птицу Сирин в райских кущах и птиц возле Дерева жизни. Кроме изображений пермогорская роспись сопровождается надписями. Также на прялках можно увидеть традиционные композиции в виде женщин с прялками, свадебного поезда, семью за обедом.

В общем рисовали то, с чем сталкивались в повседневной жизни: люди, звери, работа, орудия труда.
Кроме прялок пермогорской росписью украшали люльки младенцев, короба, туески, блюда. Очень часто и изображения соответствовали тому, зачем применялась вещь.

Например, на колыбелях рисовали младенца и его дальшую жизнь, на хлебнице — трапезу, на блюде для рыбы — рыбу.

Пермогорская роспись и виды народных промыслов

Пермогорская роспись и виды народных промыслов
Пермогорская роспись и виды народных промыслов
Пермогорская роспись и виды народных промыслов
Пермогорская роспись и виды народных промыслов

Пермогорская роспись

Пермогорская роспись и виды народных промыслов
Как расписывали прялку
Пермогорская прялка имеет: большую лопасть с несколькими шариками вверху и двумя внизу, высокую ножку и основание. В процессе росписи делали узоры на всех ее частях. На лопасти всегда изображали птицу Сирии в ветвях дерева. Она традиционно заключалась в круги и располагалась в середине дерева. В нижней части рисовали композицию в стиле катания на санях или чаепития.

В пермогорской росписи используют такие цвета:

  • желтый;
  • зеленый;
  • красный;
  • очень редко синий.

Традиционные элементы пермогорской росписи Ленточки. Такие узоры делают, как отдельное украшение и используют в качестве обрамления композиции. Составляющими таких бордюров являются:

  • треугольники;
  • ромбы;
  • дуги;
  • капельки.

Сочетание элементов и цветов – на усмотрение художника.
Пермогорская роспись и виды народных промыслов
Птица «Сирин»Углы. Именно углам уделяли больше всего внимание пермогорские мастера. В качестве мелких деталей рисовали, как правило, растительные мотивы. Традиционными были: листочки, ягодки, огурцы.
Как рисовать трилистник
Именно трилистник является традиционным изображением растительных мотивов. Его писали как симметричным, так и асимметричным. Серединку изображали желтого или зеленого цвета.
Как рисовать Птицу Сирин
Именно это изображение является главным индивидуальным элементом росписи. Наличие такого рисунка на изделие, дает сразу понятие о похождении росписи. Популярность такой картинку обусловлена верованием в то, что она является оберегом и приносит счастье. Сразу рисуются гибкие побеги, на них изогнутые трехпалые листья и цветы с острыми конами, ягодки. В центре изображается Сирин-прица с женским лицом. Птица всегда обрамляется по кругу одним из видов ленточек.
Как пишутся жанровые композиции
Традиционными рисунками пермогорской росписи также являются сценки из жизни. Например, чаепитие, катание на лошадях, свадьба и т.д. Как правило, мастера изображали именно тот быт, который их окружал.

Подготовка материала к росписи Обычно под роспись готовят изделия из березы и липы. Готовые вещи обрабатывают мелкой шкуркой.

После этого берут пять частей воды и одну часть клея ПВА, хорошо смешивают и грунтуют поверхность заготовки. Далее при помощи ножа, циркуля и кальки делаются контуры рисунка.

Они повторяются черным цветом, и наносится разноцветная цветовая гамма. Как правило, в работе используют только гуашь. Подсохший материал скрывают лаком.

Елецкое кружево

Пришел к нам этот вид рукоделия с холодных северных просторов России. Отличается елецкое кружево необычайно легким стилем и удивительно тонкими мотивами. Основные типы изображений разрабатывались в теме природы снежного края. Узоры в форме цветов, снежинок заключаются в какую-нибудь геометрическую фигуру.

Такое кружево вшивали в скатерти, наволочки, покрывала, накидки, шарфы.
Пермогорская роспись и виды народных промыслов
Процесс изготовления Елецкого кружева На небольшие коклюшки наматываются нитки. В процессе работы их нужно перекладывать в необходимом порядке. Коклюшки нужно держать в обеих руках за нижнюю их часть, но, нельзя касаться ниток.

Вся работа основывается на двух приемах:

  • Пальцем руки нужно перебросить правую коклюшку поверх левой – это называется «перевить»;
  • Нужно левую и правую коклюшки переместить таким способом, чтобы именно правая проходила под левой – это называется «сплести».
  • Способы плетения нитей в кружеве Существует всего три метода плетения:

    • парный;
    • численный;
    • сцепной.

    Численный. Легкий способ работы. Для его исполнения нужно подсчитывать нити. Для того, чтобы изготовить елецкое кружево именно таким методом не потребуется рисунок или повторные движения. Фон и узор плетутся вместе.
    Парный.

    Это способ плетения считается самым сложным. Здесь нужно использовать много коклюшек. Процесс работы основывается на работе от кромки до кромки. Фон и рисунок плетутся одновременно.
    Сцепной. Особенностью этого метода является непрерывная полоска с орнаментом.

    Читайте также:  Зима вышивка бисером в схемах

    Фигуры с фоном соединяются при помощи крючка.

    Как плести цветок Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Для создания понадобится обычные нити и специальный инструмент. Будем плести цветок. Работу будем делать нитками №30 с утолщенной сканью. Расстояние в цветке между проколами, по внешней стороне, должно составлять 5 миллиметров, по внутренней, меньше- 2 миллиметра. В серединке цветочка нужно сделать розетку из насновок, плетешков и паучка. Если вы хотите сделать небольшой цветок, то 8 коклюшек будет достаточно. Для более крупного размера, соответственно, и коклюшек должно быть больше. Для того чтобы создать лепестки цветочка нужно наружную сторону сетки лимитировать парой. Ее проплетите ниткой и разместите скань. Оставшиеся долевые пары плетутся сеткой.
    После этого ходовую пару нужно сплести с плетешком, который находится на большом круге, и вернуться обратно в лепесток. Так нужно сцепливать с плетешком каждую ходовую пару, которая будет находиться возле центрального круга. Если в центре круга не образовалось плетешка можно сделать повторные или крайнюю пару проплести ниткой.

    Видео: как плести кружево на коклюшках

    Вышивка золотом

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов
    Вышивать золотом сперва стали на севере страны. И сегодня, посетив Торжок, золотое шитье можно увидеть во многих домах. Вышивать нитями из драгоценных металлов, в этом регионе считается великим делом.
    Золотое шитье – самый красивый вид вышивки. Сначала этим методом вышивания украшали преимущественно церковные изделия. Вышивка золотом считается самым трудным видом рукоделия. Сегодня этот способ шитья снова становится популярным. Поэтому и методы, которыми делается вышивка золотом, придумали более легкие. Торжокское золотое шитье известно во всем мире. Вышивать этим способом обучались на протяжении нескольких лет.

    Виды вышивки золотом Существует много способов вышивать золотом:

  • Китайское золотое шитье.
  • Вышивание с настилом.
  • Вышивка гладью сквозная.
  • Плоская вышивка.
  • Вышивание канителью.
  • Китайское шитье
    Китайская вышивка золотом охватывает все виды вышивок, в которых используется золотая нить. В процессе шитья, не требуется много драгоценного металла. Потому что все нитки полностью остаются на лицевом боку.

    Они не выводятся наизнанку.
    Сквозная вышивка гладью
    В этом случае все части изображения вышиваются плоскими стежками. Они полностью покрывают ткань. В идеале вышивка золотом должна состоять из одинаковых стежков.

    Не исключение и изнаночная сторона.

    Вышивка канительюВышивка канителью
    Самая легкая вышивка золотом — вышивание канителью. Если вы решили вышивать с настилом, то используйте лучше всего мягкие нити золотого цвета. Что касается настила, то его ложат канителью параллельно, рядами. Нитки необязательно протягивать сквозь ткань. Достаточно закрепить сверху. Таким образом, рисунок получится немного выпуклым и объемным.
    Золотые волокна можно прикреплять разными видами нити. Ранее использовали шелковые, но сейчас мастера работают и с хлопчатобумажными.
    Если во время шитья золотая нить проходит туго сквозь ткань, то ее нужно смазать воском. Это значительно облегчить вашу работу. Все перечисленные виды шитья золотыми нитками предадут вашей одежде или другому изделию неописуемой красоты. В городе Торжок золотое шитье представлено в музее. Удивительные предметы интерьера и одежды поражают своей красотой.

    Видео: торжокское золотое шитье

    Ракульская роспись

    Это искусство зародилось недалеко от пермогорской росписи. Поэтому и мотивы изображений имеют некое сходство.
    Расписанные изделия, которые дошли до наших времен имеют такие основные рисунки:

    • верхняя часть – ветка с листьями;
    • средняя – птица;
    • нижняя — также ветка.

    Основными цветами ракульской росписи являются:

    • желтый;
    • золотой;
    • красный;
    • коричневый;
    • белый;
    • зеленый;
    • черный.

    Ракульская роспись отличается от пермогорской в первую очередь крупными орнаментами.
    Ракульская курочка
    Самый известный фрагмент этого вида росписи. Именно это изображение причисляют к традиционным северным росписям. Ееособенностью является яркий цвет и плавные изгибы элементов.

    Как рисуется птица
    Сначала на одной линии изображаются клюв и голова, которая плавно должна перейти в тело. Особенностью этого рисунка является то, что голова изображается необычно маленькой по сравнению к туловищу. Далее, делается контур крыла и пишутся лапки, хвост и хохолок.

    Козули

    Помимо иных видов искусства, на севере зародился один удивительный вид выпечки — Козули. Их делали как лепным методом, так и силуэтным. Известны они с незапамятных времен и считались обрядовыми. Пекли их только один раз в году во время Святок.
    Силуэтные пряники

    Их делали чаще всего в виде животных. Так как для жителей севера — это основной вид промыслов. Тесто раскатывали и из него вырезали нужную форму. Считалось, что именно выпечка таких пряников принесет удачу в хозяйстве. Готовые изделия расписывали глазурью. Традиционно использовали только два цвета белый и розовый. Они символизировали снег и северное сияние. Самыми распространенными фигурками козуль, которые можно увидеть и сегодня являются олень и птица

    Также существует несколько традиционных нюансов:

    • фигурки зверей должны смотреть влево;
    •  изображения людей делают только в фас;
    • животные изготовляются только в профиль;
    • у основания должна быть полоска (символ земли).

    Лепные пряники

    Пришли они к нам тоже из далекого севера. Такие козули считались оберегами и приносили удачу, богатство, урожай и т.д. У каждого изделия было свое предназначение.
    Как готовятся лепные пряники
    Из ржаной муки, воды и соли замешивается грубое тесто. Далее приступаем к изготовлению.

    Для этого сначала нужно скатать шарик, затем толстенькую колбаску, которую нужно сделать грушевидной формы. После того делаем животик и мелкие детали: рожки, ножки, хвостик. После этого сырые заготовки нужно поставить в холодное место на 24 часа. Далее их нужно выпечь до золотистого цвета. Готовые пряники нужно несколько раз опустить в кипяток.

    От этого фигурки становятся светлыми, гладкими и крепкими.

    Абашевская игрушка

    Абашевская игрушка — это свистульки в форме животных с необычным сказочным обликом. Зародилось это мастерство в Северных регионах России. Главным отличием является необычная форма и удивительная роспись.

    Например, у животных ножки не соизмеримо малы или вообще присущ только намек на конечности в виде небольших бугорков, шея удлинена. Очень часто по форме разные виды животных не отличаются друг от друга. Также отличительной чертой абашевской игрушки можно назвать налепы.

    У животных, например, пуговички на груди, у барышень – украшения.

    Самыми традиционными являются:

    • всадник на коне;
    • барышня;
    • животные.

    В изготовлении абашевской игрушки отдают предпочтение пластичности деталей изделия и второстепенное место — росписи. Абашевская игрушка расписывается яркими красками. Особых сочетаний и традиционных нюансов нет. Все на усмотрение автора.

    Умельцы северного края всегда отличались необычным мастерством и удивительной техникой. Пермогорская и Ракульская росписи, елецкое кружево, козули, абашевская игрушка, вышивка золотом — только немногое из всего богатства российской глубинки.

    Видео: старинный промысел — абашевская игрушка

    Comments

    comments

    Источник: https://handmadebase.com/?p=15027

    Народные промыслы России

    С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существовали и другие виды искусства:

    • Кружевоплетение;
    • Гончарное дело;
    • Кузнечное мастерство;
    •  Глиняная и деревянная игрушки.

    Каждый народные промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений. Мы расскажем о самых известных народных промыслах России.

    Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко.

    Хохлома

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Художник: Мила Лосенко

    Русский народный промысел хохлома отсчитывает свою историю с XVII века. Он зародился в селе Хохлома, которое распологалось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории находилось много старообрядческих монастырей.

    Например, Шарпанский и Оленевский скиты. При монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуду. Посуду эту надо было потом расписывать. Хохломские мастера использовали для этого сочные яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.

    Золотистый цвет изготавливается интересным способом:

    1. На посуду кладется серебряный оловянный порошок.
    2. Ее покрывают лаком.
    3. Три-четыре раза обрабатывают в печи.

    Таким образом образуется этот неповторимый золотой оттенок.

    Гжель

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Художник: Мила Лосенко

    Гжель относится к изделиям, изготовленным из керамики. В городе с одноименным названием уже с с XVII века производили керамику и фарфор.

    Этот город тоже считался центром жизни староверов, но расцвет гжели, как одного из самых известных народных промыслов России пришелся на время существования «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

    Главными цветами гжели стали белый и синий, но частные мастера позволяли себе некоторые вольности. Например, могли добавить и золотой. Классиками гжельской росписи стали знаменитые художники:

    • Азарова,
    • Денисов,
    • Неплюев,
    • Федоровская,
    • Олейников,
    • Царегородцев,
    • Подгорная,
    • Гаранин,
    • Симонов.

    Их работы известны во всем мире.

    Обвинская роспись

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Художник: Мила Лосенко

    Обвинская роспись — это декоративно-прикладное искусство Урала. Самый самобытный народный промысел Прикамья полюбился тем, кто любит яркие цвета и сложные орнаменты. Обвинской росписью украшали и посуду, и игрушки, но в основном ее размещали на прялках.

    Основным мотивом Обвинской росписи стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это — отличительный знак живописцев Выгорецкого общежития. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно.

    Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м годам XIX века.

    Гуслицкая роспись

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Художник: Мила Лосенко

    Читайте также:  Астра из бисера в петельной технике (фото)

    Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась.

    Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам.

    Как правило, ей украшали рукописи и первые печатные издания. Миниатюры, выполненные гуслицкой росписью, всегда готовились только вручную.

    Гжельская майолика

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Художник: Мила Лосенко

    В эпоху Петра I в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Поставить его на поток удалось лишь в середине XVIII века.

    Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с традиционной синей росписью. Форма посуды напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из самых ярких образцов русской художественной керамики.

    Ракульская роспись

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Художник: Мила Лосенко

    Ракульская роспись зародилась в Красноборском крае Архангельской области. Центром промысла стала деревня Ульяновская.

    Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы.

    Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез.

    Онежская роспись

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Художник: Мила Лосенко

    Онежская или Олонецкая роспись зародилась у нижнего течении реки Онеги. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Тип росписи появился в XVIII веке.

    Липецкая роспись

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Художник: Мила Лосенко

    Липецкая роспись — народный промысел России из Липецкого края. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.

    Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы.

    Пижемская роспись

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Художник: Мила Лосенко

    О Пижемской росписи известно с XVII века. Выполнялась она обычно акварелью — красной, зеленой, желтой, черной. Яркие северные росписи со сложным орнаментом совсем не похожи на Пижемскую, где основа — это четкая геометрия, выполненная черной краской, которую делали из сажи со смолой лиственницы. Ромбы, точки, кресты, строгая симметрия — это Пижемская роспись.

    Петербургская роспись

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов

    Художник: Мила Лосенко

    Незаслуженное забвение настигло этот вид народных промыслов России только в XX веке. А ведь когда-то Петербургская роспись была очень популярна. Скупая на изобилие разных цветов, она невероятно интересна и самобытна.

    Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Изысканные белые цветы с золотыми листьями на черном фоне — это Петербургская школа росписи.

    Листья и цветы пишут нежными полупрозрачными мазками, напоминающими о туманах и белых ночах Санкт-Петербурга.

    Источник: https://www.pravmir.ru/narodnye-promysly-rossii/

    Пермогорская роспись

    Пермогорская роспись и виды народных промысловПермогорская роспись является одним из видов русских народных художественных промыслов Архангельской области наряду с борецкой и ракульской росписью. Особое развитие ремесло достигло в деревнях Большой Березняк, Черепаново и Гридинская Красноборского района, расположенных в нескольких километрах от пристани Пермогорье. Отсюда, собственно, и произошло название росписи по дереву.

    Пермогорская роспись и виды народных промысловФрагмент пермогорской росписи на старинной прялке, сделанной в конце XIX века

    Пермогорской росписью декорировались многие виды художественных изделий из древесины:

    • деревянная посуда
    • детские колыбели
    • шкатулки и ларцы
    • сундуки
    • прялки
    • разделочные доски

    и многие другие виды декоративных изделий, которые широко используются для украшения интерьера в русском стиле.

    Пермогорская роспись и виды народных промысловДеревянное блюдо украшенное пермогорской росписью

    Тематика рисунков

    В основе мотивов росписи можно видеть следующие изображения:

    • Растительные узоры
    • Изогнутые листья с острыми кончиками
    • Цветы, похожие на тюльпаны
    • Сказочная птица Сирин
    • Жанровый сцены из крестьянской жизни

    Пермогорская роспись и виды народных промысловПермогорская роспись

    Цветовая гамма росписи

    Среди самых распространенных цветов, характерных для пермогорской росписи, можно назвать следующие:

    • белый
    • красный
    • зеленый
    • желтый
    • черный

    Кроме этого, черный цвет активно применяется в качестве контура для всех элементов росписи. Причем, техника изображения  предполагает сначала  нанесение с помощью тонкого пера контура рисунка, который впоследствии заполняется цветом.

    Пермогорская роспись и виды народных промысловПермогорская роспись в современном исполнении

    Источник: http://design-fly.ru/iskusstvo/permogorskaya-rospis.html

    Пермогорская роспись. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

    Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни.

    Возникла пермогорская роспись, вероятнее всего, в XVIII в. на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 1930-х годов нашего времени. С конца 1960-х годов пермогорскую роспись стали возрождать на архангельской фабрике «Беломорские узоры».

    История росписи берет свое начало в Архангельском крае, происходит из Пермогорья — группы деревень Красноборского района под общим необычным названием Мокрая Едома. 

    Это деревни Черепаново, Помазкино, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье (Муниципальное образование «Пермогорское»), Красноборского района Архангельской области.

    Техника

    Техника исполнения, её колорит, композиционное построение, сюжеты указывают на непосредственную связь пермогорской росписи с древнерусскими книжными миниатюрами и иконографией.

    Цветовая гамма

    В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета являются сопутствующими. Большое значение имеет тонкий чёрный контур.

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов Прялка — «рассказ». Фрагмент. Свадебный поезд. Первая половина XIX века неизвестен, Public Domain

    Мастера используют кобальтовый оттенок, а также золотой. В  ранних работах пермогорская роспись включала орнаменты, сделанные желтой охрой, насыщенно-бордовым и несколько приглушенным зеленым цветом.

    Жанровые сцены и узоры

    Основой росписи является растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы.

    На ветвях «древа жизни» пермогорские мастера обитали чудесные птицы, среди них птицы Сирин и Грифон в райских кущах.

    Узор Сирин был символом темных сил, и ему противопоставлялась в пермогорской росписи птица Гамаюн как доброе начало.

    В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок.

    Образ коняв пермогорской росписи

    Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Отчетливо видна разница между изображением коня в ранний и поздний период развития росписи.

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов Прялка. Фрагмент. Конец XIX века Чесноков В.К. Народная роспись Северной Двины, Public Domain

    В конце XVIII–начале XIX века изображались грациозные белые, иногда черные или коричневые лошади с изящными, тонкими ногами. Чаще всего лошадь рисовалась уверенной сплошной черной линией по белому фону, черным цветом раскрашивалась грива и хвост.

    Пермогорская роспись и виды народных промыслов Пермогорская роспись.Современный вид Максим Шанин, CC BY-SA 4.0

    На изделиях конца XIX века уже изображение далеко от совершенства, больше похоже на детский рисунок: лошадь в виде черного или красного пятна, длинное овальное туловище, короткие ножки.

    Сцены охоты

    Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.

    Последовательность росписи прялки

     Сперва наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.

    Пермогорская роспись — графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета.

    Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски.

    По воспоминаниям дочери мастера А.Л. Мишарина

    Предметы

    Круг расписываемых предметов в Пермогорье велик — деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, прялки, хлебницы, блюда, туеса, ендовы, ставы, жбаны, чарки, солоницы, вёдра, набирухи, короба, ларцы, сундуки, подголовники и даже санки, телеги, хомуты и ткацкие станки. Больше всего расписывались прялки.

    Источник: https://ru.russianarts.online/crafts/155466-permogorskaya-rospis/

    Дипломная работа на тему "Пермогорская роспись"

    • Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
    • «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
    • «Пермогорская роспись»
    • 2016
    • Содержание

    Введение…………………………………………………………………………….4

    1.История возникновения Пермогорской росписи……….……………………..5

    2.Виды композиции Пермогорской росписи………………………………..……7

    3.Технология изготовления Пермогорской росписи ………………..…..………11

    4.Современное состояние Пермогорской росписи …………………….………..13

    5.Техника безопасности Пермогорской росписи …….…….…………….…..14

    Заключение………………………………………………………………………15

    Список литературы………..…………………………………..………….….…..17

    Введение

    Издавна человек стремился украсить свое жилище, и все с чем ему приходилось сталкиваться из самых простых материалов, например: дерево, он создавал произведения декоративно-прикладного искусства.

    Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, но каждый мастер старался внести, что-то новое.

    Декоративно-прикладное искусство имеет свои законы.

    Выражая представление о прекрасном своими средствами, оно никогда не стремиться скопировать окружающий мир, а передает только самое выразительное Красота и польза не отделимы, они сливаются в каждом произведении декоративно-прикладного искусства.

    Хорошо знакомые травы и цветы, стилизованные художником, превращались в яркий орнамент. Истинные произведения искусства со временем не теряет своей художественной ценности, и это подтверждают сохранившиеся образцы народной живописи.

    Читайте также:  Фоторамки в технике канзаши своими руками в пошаговых уроках

    Художественные изделия радуют своей красотой, они вбирают в себя традиции орнаментального искусства. Узор, как изображение тысячелетней истории. Наиболее яркий русский узор проявлялся в художественной росписи по дереву. Испокон веков мастера украшали орнаментом не только деревянную посуду и другие труда, но и все жилище.

    Существует множество техник кистевой росписи: Пермогорская, урало-сибирская, хохломская и Городецкая.

    1. История возникновения Пермогорской росписи

    Историю промысла, а значит и самой пермогорской росписи ведут примерно с XVIII века, когда в этих местах поселились русские старообрядцы. Можно предположить, что её статика возникла на основе росписей Великого Устюга.

    А те, в свою очередь, во многом заимствовали орнаменты с восточных тканей. Поэтому не случайно, что пермогорской и борецкой росписям присущи «ковровые» композиции, а более ранние их образцы во многом напоминают арабески.

    Научное изучение росписей русского Севера началось с 1959 года, когда Заморский музей-заповедник организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и квалифицированны три самостоятельных вида росписей: Пермогорская, ракульская и северодвинские (позже в северодвинских росписях выделяют самую «богатую» на вид борецкую, ажурную пучугскую, а также томскую росписи).

    Пермогорье — это пристань на самом высоком гористом берегу Северной Двины. В четырех километрах от неё раскинулись деревни Большой Березник (не случайно именуемый в народе Помазкино), Грединская, Черепаново.

    Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома, и являлись центром пермогорской росписи.

    Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30- х годов нашего века, а те, в свою очередь, во многом заимствовали орнаменты с восточных тканей.

    Поэтому не случайно, что пермогорской и борецкой росписям присущи «ковровые» композиции, а более ранние их образцы во многом напоминают арабески.

    Пермогорье — родина самобытной росписи предметов прикладного искусства на Северной Двине.

    Наибольший интерес представляют деревянные прялки с растительным узором и разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни- сенокоса, посева и т.д. Пермогорские прялки- корневого типа с большой широкой лопаской.

    Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части. Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатление неустойчивости, т.к.

    переход от лопасти к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию.

    2. Виды композиции в Пермогорской росписи

    Пермогорская роспись очень повествовательна. В ее растительный узор легко вписываются всевозможные значимые для крестьянина бытовые, жанровые сюжеты: въезд в город, посиделки, чаепитие, свадьба, охота и рыбалка, доение коровушки и многое другое.

    Их всегда интересно рассматривать, разбирать милые текстовые пояснения. В старину эти рисунки рассказывали о текущей ситуации, о занятии мастера или владельца изделия. В ту пору, когда человек еще оставался близко природе, она и в росписи была слитна с ним.

    Потому чаепитие могло проходить в окружении домашней живности, а героями легко оставались и лиса, и тетерев, и олень. Фризовая композиция — легко ложится на токарное изделие, но может дополнить и плоскостное. Строится она вокруг волнообразного побега — «волны».

    Расположение рисунка может быть как горизонтальным так и вертикальным.

    Пологая и круговая волна. Чем токарное изделие выше, тем более крутой должна быть «волна», чем ниже — тем более пологой. Тогда рисунок будет «читаться» на каждом повороте, а не «убегать» за него.

    Разорванная волна («сегмент»). Дает возможность нового композиционного построения, позволяет чередовать завиток, например, с фигурой птицы, животного или медальоном. Волна с наклоном придает композиции динамику. Волна без наклона (схема «Древко») делает композицию статичной, устойчивой. Свободная смешенная композиция. Очень повествовательна, это своеобразная анимация.

    1. Вертикальная композиция в прямоугольнике.
    2. По канону полагалось изображать столько орешек, сколько изображено людей, живых душ.
    3. Композиция в круге может строиться по-разному:
    4. — развиваться от центра к кроям;
    5. — заполнять пространство круга «хороводом»;
    6. — идти от краев к центру;
    7. — заполнять пространство круга ассиметрично;

    Сюжетная композиция в прямоугольнике. Большое пространство как бы само собой предназначено для сюжетной композиции. В горизонтальной, например, легко вписываются повозка, корабли, сидящая фигура.

    Пермогорская роспись — графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контурам, а затем по нему накладываются цвета. Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый.

    Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота».

    На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный — к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На боде поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски.

    Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построение композиции, сюжеты — все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.

    Основу Пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трёхлопастные, чуть изогнутые листья с острым кончиками и тюльпановидные цветы. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы.

    Основные элементы.

    Ленточки и бордюры. Рассматривая расписное изделие, мы обычно замечаем каемки и бордюры в последнюю очередь, а вот начинать изучение росписи лучше как раз с них. Они, как разнообразная тесьма, как кружева и ленты, придают любой композиции завершенность, если грамотно и со вкусом подобранны.

    Их заданный размер не должен быть крупнее самого рисунка, чтоб не забыть, не подавить его. Некрасиво будут выглядеть очень крупные зубцы или очень широкие дуги.

    На больших площадях из разных лент и бордюров можно составлять сложные, красивые рамки, каймы. Однако между каждым видом бордюра нужно давать разделительную монохромную полосу, чтобы смягчать переход от одного к другому.

    В основном, ленточки и бордюры в пермогорской росписи строятся из треугольников, ромбов, дуг с капельками.

    Углы. При росписи плоскостных изделий: сундуков, мебели, досок и т.п. всегда встает вопрос о заполнении углов. Углы в пермогорской росписи выделяются и оформляются особенно затейливо. Но так же, как и с бордюрами, нужно помнить об их вспомогательной роли и не делать очень крупными. Схемы заполнения углов могут быть открытыми и закрытыми.

    Иногда, например, на табуретке, именно от открытого угла можно строить композицию: пусть побеги с цветами и ягодами и т.п. А закрытый угол, например квадратный, может подчеркнуть строгость прямоугольной формы.

    Приписки. Название «приписки» говорит само за себя. Это мелкие, незначительные элементы, которые помогают заполнить пространство. Они- как «подтанцовка» у солиста. Приписки были характерны для ранних образцов пермогорской росписи, иногда сплетались в единое полотно с сопроводительным текстом (без них бы текст «выпирал»).

    Но злоупотреблять приписками нельзя, а то за елками можно и леса увидеть. Состоят приписки из листочков, ягодок, «огуречников». Это самые мелкие элементы орнамента. Приписки можно выполнять или одним черным цветом, или охрами, можно их и комбинировать.

    Маленькие черные «огурчики» и ягодки придают рисунку нарядность и изысканность, по ним легко узнать руку мастера.

    Цветы. Главный, характерный цветок пермогорской росписи- тюльпан. Его «мясистый» цветок, как и круглая розетка, легко держится на тонкой ножке. Такое художественное решение придает росписи легкость и изящество.

    Трилистник. Это основной растительный мотив пермогорской росписи. Это не «листок», как в городецкой, а трилистник. В нем — то образ цветка, маленького тюльпана, то образ проклюнувшегося зерна, то пышных листьев. Лепестки его мягкие, как бы оплывшие. Трилистник может быть симметричным и несимметричным. И не обязательно состоять из трех листков.

    Дерево. Пермогорское дерево «растет» на «горе», как и положено Мировому Древу. Символически гора изображается маленьким бугорком, треугольным губчиком. Ветки с трилистниками раскидываются в разные стороны, заполняя пространство в нужном направлении. Дополняются они разнообразными мелкими элементами.

    Птицы. Идея жизни не будет полной без птиц. Они должны быть сказочными и райскими, но крестьянские художники рисовали знакомых «кукушек» — так на Северной Двине назывались курочки.

    Птица Сирин. Она особенно вписывается в круг — добропожелательный и обережный символ.

    Не нужно из нее делать русскую красавицу, а то получится китч. На старинных прялках она имеет достаточно строгий вид. Черты лица наводятся только черным контуром.

    3. Технология изготовления Пермогорской росписи

    Для технологического процесса пермогорской росписи необходимы определенные инструменты и материалы.

    Оборудование:       Стеллажи для просушивания и хранения изделий.       Сушильный шкаф, регулирующий температуру от 30 до 50°С для более быстрого просушивания расписанных и пролаченных изделий.

           Токарный станок для вытачивания «белья» под роспись.

    Банки (50-100 г) для разведения красок. Чашки и миски для грунта и шпатлевки.

    Инструменты:       Для точения изделий на токарном станке используют резцы по дереву: полукруглые стамески, стамеску-косяк и резец-крючок.

           Тампоны. Для грунтовки и лачения используют тампоны из капроновых чулок или мягкого поролона.

    Кисти

    Являются основным инструментом в данном технологическом процессе. Для росписи используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти № 1-5, для росписи крупных изделий — более крупные кисти № 6-8. Для лачения и грунтовки пригодятся мягкие плоские кисти.

    Для росписи кисти лучше всего перебрать, или изготовить самостоятельно. Для этого из средней части беличьего хвоста выбирают пучок волос. Аккуратно отрезают. Вместе с ворсом отрезается и подшерсток, поэтому его необходимо убрать. Концы ворса выравнивают и перевязывают ниткой. Подготовленный таким образом ворс можно вставить в металлический патрон или обычную ученическую ручку.

    Источник: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-na-temu-permogorskaya-rospis-993764.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector